программа ЮНЫЙ ПАТРИОТ (1)

1

2

Программа «Юный патриот» предназначена для организации патриотического
воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Программа разработана в соответствии с ФГОС и рекомендациями ФОП ДО.
Программа «Юный патриот» построена на позициях гуманно личностного отношения
к ребенку и направлена на формирование его личности на основе нравственнопатриотических ценностей и представлений.
Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения
ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд,
нравственное поведение, патриотические чувства).
Критерий формирования содержания программы - его воспитательная ценность,
достоверность, познавательность и высокий художественный уровень используемого
наглядного и информационного материала,
Работа с детьми построена в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия
педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.
Программа построена с использованием разнообразных методов и приемов
патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника
(эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина
и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и
др.).
При разработке программы использовались наиболее интересные и результативные
формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к
различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). В рамках программы
предусмотрены различные проекты для всех участников образовательных отношений.
Цель и задачи программы
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к
своей семье, родному селу, к природе, культуре на основе исторических и природных
особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя
своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного
отношения к представителям других национальностей.
Задачи:

1. Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление
2.
3.
4.
5.
6.
7.

с родным городом.
Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому,
настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие
способности.
Формировать основы экологической культуры, гуманное отношение ко всему
живому.
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле,
где он родился.
Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
Воспитывать у дошкольников чувства уважения к защитникам Отечества, к труду
взрослых.
Педагогические принципы программ

3

1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания,
характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности
детей.
2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у
подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего
интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На
основе сведений об истории и культуре родного края.
4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ
взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип
реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о
патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к
окружающему миру.
5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в
начальной школе.
6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как
последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
Программа «Юный патриот» разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

1.
2.

3.
4.
5.

Нормативная база программы:
ФЗ Закон «Об образовании в РФ»
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016- 2020 годы», утв. Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493.
Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13
марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года).
Устав МКДОУ детский сад «Малышок».
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. № 1014).
Структура программы

Реализация Программы проводится в соответствии в основными педагогическими
принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному. Систематизации и
последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.
Занятия проводит воспитатель во второй половине дня, по специально составленному
расписанию в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13.
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных
периода развития детей:
младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя
группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе
группа).

4

Количество занятий - 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий для детей 3-4 лет 15 минут, 4-5 лет - 20 минут, 5-7 лет - 25 - 30 минут. Количество детей в группе не более 10
человек. Учебный план состоит из 36 занятий.
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она
определяется по разделам:

1
2
3
4

раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
раздел «Село, в котором я живу».
раздел «Наша кладовая».

1 раздел «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя
равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное
дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и
жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения,
какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:






Познакомить с понятием «Семья». Учить детей называть членов семьи; внушать
детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое
отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к
труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Познакомить детей с историей детского сада.

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её
познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о географических
особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы:
местоположения села, климат, природа и полезные ископаемые, символика родной
Республики.
Задачи:




Формировать представления детей о географических, климатических, социальноэкономических особенностях малой Родины, символике родного края.
Расширять представления о природных богатствах сахалинской земли, в
особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее
сбережению. Дать понятие о заповедниках.
5

Село в котором я живу:
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и
Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях села.
Задачи:




Формировать представление об исторических корнях села.
Расширять представления о достопримечательностях села.
Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям
Отечественной Войны, защитникам Отечества.

труда,

Великой

3 раздел «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в Бичурском районе и
культуре, которую они представляют.
Задачи:




Формировать представление об основных профессиях жителей города.
Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов
округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях,
природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края;
возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного селу,
чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к
патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
3–4 года.








Знать имя, отчество родителей.
Знать где работают их родители.
Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно
относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать
посильную помощь взрослым.
Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не
срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не
уничтожать насекомых.
Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые
заботятся о них.

4–5 лет.


С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно
участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности,
направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
6





Уметь рассказывать о своем родном селе.
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать
военным, пожарным, милиционером и т.д.).
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в
посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не
живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не
вредить им.

5–6 лет.










Знать свой домашний адрес, название города, округа.
Иметь представление о символике Бичурского райна, Республики Бурятия.
Знать название близлежащих улиц.
Иметь представление о жизни и быте народа населивших Бичурский район и
Республику Бурятия.
Узнавать на фотографиях достопримечательности района, уметь рассказывать о них.
Знать профессии своих родителей.
Знать правила поведения в природе.
Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости
окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.











Краткие сведения об истории города, округа.
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена
и отчества родителей; адрес детского сада.
Знать герб, флаг Бичурского района, Республики Бурятия.
Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках
Отечества, о ветеранах ВОВ.
Иметь представление о родной Республики; о людях разных национальностей, их
обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас,
живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств,
творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках
Республики Бурятия.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя
полноправным членом общества.
Предполагаемый результат

• Наличие у детей знаний о родной семье, детском саде, родном селе, Бичурского

района, Республики Бурятия.
• Возникновение у детей стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему
родного города, республики, страны; чувства ответственности, гордости, любви и
патриотизма.
• Повышение профессионального мастерства педагогов по нравственнопатриотическому воспитанию дошкольников.
• Расширение сотрудничества с семьёй по нравственно патриотическому воспитанию.
7

Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на этапе завершения
дошкольного образования:

• Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её
достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, много
национальности, важнейших исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях,
включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и
противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные
представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать хорошо;
проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
• Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения,
этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и
психических способностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь
тем, кто в ней нуждается.
Эмоционально отзывается на красоту
окружающего
мира,
произведения народного искусства.
Содержание предметно-развивающей среды
Центральным звеном в развивающей среде МКДОУ по ознакомлению с родным краем
являются книги из библиотеке . Предлагаемый в них материал меняется в зависимости от
изучаемых тематических блоков.
В них подобран материал о Бичурском районе и Республики Бурятия, включающий
как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике края, о
знаменитых земляках, о природных богатствах края и его обитателях. Содержание
отражено фотографиями, макетами, альбомами, специальной литературой. На стендах и в
альбомах размещена информация о гербе, флаге РФ и Республики Бурятия; фотоальбом
«Мой край» помогает более эффективному знакомству детей с родным районом. Имеются
карты, буклеты, наборы открыток.
В музейном уголке представлен стенд с Героями ВОВ.
В каждой группе созданы изостудия, где дети занимаются разными видами
художественно-творческой деятельности.
В музыкальной деятельности, в работе с детьми используется Гимн Республики
Бурятия и Гимн Бичурского района.
Материально-техническое сопровождение


Дидактические и наглядные пособия;

8











методическая литература;
Репродукции картин;
художественная литература;
альбомы и фотографии с видами родного города, страны;
символы республики и государства (герб, флаг, гимн);
аудиозаписи гимна России , Республики и района;
снимки достопримечательностей села, республики, страны;
иллюстрации и изделия народных промыслов;
картины с изображением родных пейзажей.
Формы реализации программы

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных
занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым блокам. Цикл
занятий по знакомству с родным городом целесообразно проводить в форме экскурсий по
достопримечательным местам малой родины, занятий - путешествий в прошлое, будущее,
настоящее. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях
активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в
природе, жизни городских птиц, об обитателях водоемов и т.д.
Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности
воспитателя с детьми, так как воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить
в жесткие рамки воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие
рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в
результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство
любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют
дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с
детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности — игровую,
формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В
совместную деятельность мы предлагаем включать беседы о родном городе (поселке),
животных , растениях родного края; рассматривание тематических альбомов, иллюстраций,
организацию выставок предметов детского творчества.
Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания,
поэтому большая роль в программе отводится изобразительной деятельности,
прослушиванию литературных и музыкальных произведений.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники,
массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить календарно-обрядовые праздники,
утренники, развлечения, праздничные концерты ко Дню города, Дню Победы.
Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в
кружках по интересам. Работа кружков предполагает закрепление полученных на занятиях
о культуре и предметах народно- прикладного творчества. Можно организовать работу
кружков, как фольклорный, краеведческий, декоративное рисование, театральная студия.
Чтобы достигнуть определенного результата в программе используются новейшие
технологии. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность
экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности
и коммуникативные навыки.

9

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и
методов.
1. Познавательные занятия




Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история
возникновения республики Бурятия, Бичурского района), их символика).
Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.
«Наша Республика», « Наш район», «Наше село» и т.д.

2. Инновационные технологии


Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность
экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие
способности и коммуникативные навыки. Проекты «Моя республика», «Мое село»
т.д.



3. Традиции
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа
укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения
к русскому народу, истории Бичурского района., Республики Бурятия .Для этого
проводятся:


Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они
объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональны

10

подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
 Экскурсии в краеведческий музей п.Нерль на базе МБОУ Нерльская СОШ.;
 Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа»,
«Зарница».
4. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и
экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа
становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство
ответственности перед ней.
5. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет
войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу
Родину. Это такие мероприятия как:
1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого
организуются:




Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского
солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

2. «Неделя памяти» включающая:





оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
Занятия, беседы.
Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
Экскурсия к памятнику и в музей павшим героям ВОВ, посвященной
участникам Великой Отечественной Войны.

Механизм сопровождения программы
1. Планирование и подготовка
 Изучение методической литературы.
 План работы на год.
 Утверждение плана.
2. Методическое сопровождение
 Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.
 Консультации.
 Проведение семинарских занятий.
 Самообразование.
3. Использование результатов работы

11

 Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, пед. чтений, педсоветов,
открытых просмотров).
 Оформление результатов работы.
 Написание творческих работ, проектов.
 Выступление в СМИ.
4. Мероприятия поддержки
 Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
 Взаимодействие с семьей.
 Сотрудничество с поселковой библиотекой.
 Сотрудничество с отделом социальной защиты населения.
5. Итоговый анализ
 Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).
 Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа.
 Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).
 Оформление результатов работы.
 Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического
процесса в рамках программы.

Содержание программы
№

Задачи

Мероприятия

1

Создание
развивающей среды
в МКДОУ
для
нравственнопатриотического
воспитания.

•

Ответственный

Организация тематических,
краеведческих мини-центров в
группах.

заведующий,
воспитатели
групп

•

Оформление коридоров и
помещений МКДОУ стендами,
выставками, вернисажами.

•

Подбор
фотографий.

альбомов,

•

Подбор художественной
литературы.

•

Подбор

дидактических

игр.

•

Сбор коллекции
видеофильмов, презентаций.
Подбор образцов народного
декоративно-прикладного

12

воспитатели

2

Создание речевой
среды.

3

Формирование
педагогов
мотивации к
ведению работы по
нравственнопатриотическому
воспитанию.
Повышение
педагогической
компетентности
воспитателей по
нравственнопатриотическому
воспитанию детей.

4

5

Обмен
педагогическим
опытом.

искусства.
Использование в повседневной
жизни произведений устного
народного творчества, лучших
образцов литературных
произведений, поэтических
произведений
• Анкетирование педагогов по
нравственно-патриотическому
воспитанию дошкольников.

педагогический
коллектив

заведующий,
воспитатели
групп

• Педагогические советы
(согласно плана методической
работы)
Семинар-практикум
«Нравственно-патриотическое
воспитание дошкольников»: 1
занятие – «Теоретические основы
патриотического воспитания
дошкольников»;
2
занятие – «Знания,
необходимые педагогам для
реализации программы
нравственно-патриотического
воспитания»;
3
занятие – «Особенности
патриотического воспитания
дошкольников на современном
этапе».
Обмен опытом по темам:
«Ознакомление
дошкольников с семьёй и
семейными традициями»;
«Наш любимый детский
сад»;
«Вот эта улица, вот этот
дом»;
«Ознакомление с родным
городом, республикой»; «Знакомство с народными
традициями и праздниками»; «Наша Родина – Россия»; - проекты
по нравственно-патриотическому
воспитанию дошкольников.

13

Воспитатели
групп

воспитатели
групп

6

Формирование
детей

Циклы ознакомительных
мероприятий НОД:

14

Заведующий,
Воспитатели

представлений об
истории, культуре,
традициях народа, о
его социальной
жизни в настоящее
время через систему
мероприятий
познавательного
цикла,
в
продуктивной,
игровой,
исследовательской
деятельности

о семьях и семейных
традициях детей:
о детском саде;
об истории, культуре,
географии родного города,
республики, России;
об общественно значимых
профессиях;

-

групп

о воинской славе России, о
Великой Отечественной войне, её
героях-земляках;
о
государственных
и
народных праздниках.

-

•

Творческие работы
(совместная продуктивная
деятельность).

•

Игры-путешествия по
району, городу, республике,
стране.

•
Оформление стендов,
выставок детских работ.
7

8

9

Привлечение
родителей
вопросам
нравственнопатриотического
воспитания детей.
Повышение
компетентности
родителей
в
вопросах
нравственнопатриотического
воспитания.
Вовлечение
родителей
детскую
деятельность, как
равных по общению
партнёров.

Анкетирование родителей
«Воспитание патриота в семье». •
Родительское собрание
«Воспитываем будущего
патриота».

воспитатели
групп

Встречи в «Родительском клубе»:
1.
«Народная педагогика в
воспитании ребёнка в
условиях семьи»;
2.
«История семьи – история
страны»;
3.
«Любить и знать свою
малую Родину».
Участие в совместных
мероприятиях, экскурсиях.

Заведующий,
воспитатели
групп

15

Заведующий,
воспитатели
групп

Тематическое планирование работы по нравственно патриотическому воспитанию
II младшая группа (3-4 года)

Сроки
Сентябрь

Мероприятия
Экскурсия по детскому саду (знакомство с
сотрудниками детского сада, с помещениями)

Ответственный
Воспитатели

Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»
Природоохраняемая акция «Сохраним цветок»

Октябрь

Целевая прогулка (растения участка, природа родного
края)
Экскурсия по детскому саду (знакомство с
сотрудниками детского сада, с помещениями)

Воспитатели

Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»
Природоохраняемая акция «Сохраним цветок»

Ноябрь

Целевая прогулка (растения участка, природа родного
края)
Проект «Варвара-краса, длинная коса» (знакомство с
трудом мамы).

Воспитатели

Беседа «Хорошо у нас в саду»
Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала»
Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны,
мамы всякие важны»
Декабрь

Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой»

Воспитатели

Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся
возле детского сада.
Наблюдение за трудом младшего воспитателя.
Беседа о труде работников МКДОУ
Январь

НОД «Мое родное село».

Воспитатели

Проект (конструирование) «Мы построим новый
дом».
Беседа «Домашние животные у нас дома».
16

Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».
Февраль

«Белая береза под моим окном» – деревья в родном
селе.

Воспитатели

Проект (рисование) «Приглашаем снегирей съесть
рябину поскорей».
«Как мы с Фунтиком возили песок». Дать
представление о том, что папа проявляет заботу о
своей семье.
Беседа «Как стать сильным?»
Март

«Я и моя мама».

Воспитатели

Проект (рисование) «Для мамы расческу я нарисую.
Порадую милую, дорогую».
«Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых.
Проект «помоги растению».
Апрель

«Рассказы о своей семье».

Воспитатели

«Наши добрые дела».
Труд взрослых
Беседа «Дом в котором мы живем».
Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом
огромный».
Май

Целевая прогулка к украшенной к празднику улице.

Воспитатели

Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий,
праздничный салют»
Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое
луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из
сборника В.Степанова «Наша природа».
Июнь

Беседа «Наш город».
Природоохраняемая акция «Посади цветок»
Экскурсия на улицу Б.И.Сизова
Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран
закрой»
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю»
17

Воспитатели

Июль

Познавательное развитие «Труд воспитателя».

Воспитатели

Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый
дух».
«Друзья наши меньшие» – знакомство с животными
нашей местности.
Беседа «Малая Родина».
Август

Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от
тли спасите».

Воспитатели

Развлечение «Путешествие в страну чистоты и
здоровья».
«Наша дружная семья».

Тематическое планирование работы по нравственно патриотическому воспитанию
Средняя группа (4–5 лет)

Сроки
Сентябрь

Мероприятия
«Детский сад» Знакомить с детским садом и его
сотрудниками, профессиями тех, кто работает в
детском саду.

Ответственный
Воспитатели

Проект (занятие) «У медведя во бору грибы, ягоды
беру…»
Акция «Сохраним цветок»
Октябрь

«В нашем детском саду» Труд взрослых.
Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных
отношениях.
Прохождение экологической тропы – природа
Родного села.
«Семейная фотография» – расширение знаний о своей

18

Воспитатели

семье.
Ноябрь

Проект «Мой родное село».
Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы
города).

Воспитатели

Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья»
С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение
стихотворения.
Целевая прогулка «Здания нашего поселка».
Декабрь

Проект (рисование) «Построим большой дом».

Воспитатели

Беседа «Мое здоровье».
Труд взрослых: понятие «профессия», профессии
сотрудников детского сада.
«Моя семья» – любимые занятия родителей и других
членов семьи.
Январь

Природоохраняемая акция «Покорми птиц зимой».

Воспитатели

Проект «Дружат дети на планете».
Целевая прогулка по близлежащей улице,
прилегающей к детскому саду.

Февраль

Досуг «Рота, подъем!»
«Мы следопыты» – о жизни диких животных в
местных лесах.

Воспитатели

Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с
профессией почтальона.
«На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах
войск.
«Папы, дедушки – солдаты» – о государственном
празднике «Защитники Отечества».
Март

«Наша мама лучше всех».

Воспитатели

«Город. Транспорт. пешеход».
«Люблю березку русскую». (деревья и растения,
природа родного края)

19

Развлечение «Быть здоровыми хотим».
Апрель

«В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа
весной.

Воспитатели

Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети
выполняют дома, об обязанностях членов семьи.

Май

Знакомство детей с флагом России и Республики
Бурятия
Экскурсия по праздничным улицам города.

Воспитатели

Рассказ воспитателя «О Дне Победы».
Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с
профессией рыбака.
Целевая прогулка к «Памятнику павшим героям ВОВ» и
музей посвященной Великой Отечественной Войне.
Июнь

Акция «Озелени участок»

Воспитатели

Проект (рисования) «Салют в честь праздника России».
Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

Июль

Рассказ воспитателя о лекарственных растениях.
Экскурсия по улицам села.

Воспитатели

Проект (рисования) «Мой детский сад».
Досуг «Преодоление препятствий».
Август

Акция «Природа просит защиты» – бережное
отношение к природе родного края.
Чтение художественной литературы для детей на
семейную тему.
Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья».

20

Воспитатели

Тематическое планирование работы по нравственно патриотическому воспитанию

Старшая группа (5–6 лет)

Сроки

Мероприятия

Сентябрь

Беседа с детьми о летнем отдыхе –

Ответственный
Воспитатели

Беседа: Страна большая, город ее часть!
«Край, в котором мы живем»

Октябрь

Экскурсия по экологической тропе (растительный мир
родного края)
Мир природы «Хвойные и лиственные деревья».

Воспитатели

Сюжетно-ролевая игра «МЧС».
Рассказ воспитателя «О символике родного края»
Ноябрь

Декабрь

Рассматривание карты России
Беседа «Чем славится Бичурский район» (на основе
наглядного материала). Экскурсия в церковь.
«Поиграем в экономику» (что из чего сделано?)
Выставка рисунков «Мама лучшая на свете»
посвященная Дню матери.
«Панорама добрых дел».
Экскурсия в краеведческий музей.
Природоохраняемая акция «Не рубите елочку».
Создание группового альбома «Все профессии важны,
все профессии нужны» (профессии округа).

21

Воспитатели

Воспитатели

Январь

Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева)

Воспитатели

Изготовление с детьми и родителями герба Республики
Бурятия
История возникновения Бичурскго района.
Февраль

Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища».
Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня
Никитич, Алеша Попович).

Воспитатели

Природный мир «Природа и человек».
Акция «Подарки для Защитников Отечества».
Праздник День Защитника Отечества.
Март

Праздник, посвященный международному женскому
дню 8 Марта

Воспитатели

Целевая прогулка по близлежащим улицам с.Верхний
Мангиртуй. Природоохраняемая акция «Берегите птиц».
Изготовление альбома фотографий
«Достопримечательности с.Верхний Мангиртуй».
Экскурсия в поселковую библиотеку
Апрель

Беседа с детьми «Люди каких национальностей
населяют нашу Республику».

Воспитатели

«Кем работают наши родители».
Май

Тематический праздник «День Победы». Встреча с
героями ВОВ

22

Воспитатели

«Вкусная и полезная пища».
Беседа «Национальная одежда коренных народов».
Викторина «Знаешь ли ты свое село?»
Июнь

«Украсим детский сад» (озеленение территории
детского сада).

Воспитатели

«Дом, в котором я живу» выставка рисунков.
Досуг «Зарница».
«Лесные приключения» путешествие по
экологической тропе.
Июль

Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария.

Воспитатели

Экскурсия в краеведческий музей.
Развлечение «Приключения капельки».
Познакомить с животными, занесенными в Красную
книгу.
Август

Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных
зайчиков».
Составление с детьми Красной книги Республики
Бурятия.
«Символика Республики Бурятия».
«Наша дружная семья» – о коренных народах
населяющих Бичурский район.

23

Воспитатели

Тематическое планирование работы по нравственно патриотическому воспитанию

Подготовительная группа (6–7 лет)

Сроки
Сентябрь

Мероприятия
Конкурс рисунков

Ответственный
Воспитатели

«Памятники нашего села»
«Край, в котором мы живем».
Проект «Наше дерево».

Октябрь

«Как можно стать юным экологом».

Воспитатели

Посещение библиотеки «Как все начиналось?»
Оформление подборки из домашних фотоальбомов
Ноябрь

Экскурсия по близлежащим улицам.
Проект (комплексное занятие) «Символика Бичурского
района» (изобразительная и музыкальная
деятельность).

Воспитатели

Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с
профессией лесника, егеря.
«Кладовая Бичурского района (полезные ископаемые).
Праздничное мероприятие, посвященный Дню матери.
Декабрь

Беседа «Важные даты с.Верхний Мангиртуй

24

Воспитатели

Экскурсия по селу.
Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу
березку».
Творческая гостиная для детей и родителей «Культура
коренных народов».
Январь

Спортивное развлечение «Достань пакет»,
«Ориентировка по карте».

Воспитатели

Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода
«Летчики».
Экскурсия в поселковую библиотеку.
Сбор информации об участниках войны – жителях
нашего города.
Февраль

Природоохраняемая акция «Помогите птицам зимой».

Воспитатели

Оформление альбома «История детского сада в
фотографиях».
Операция «Радость» изготовление подарков и вручение
папам
Праздник– День Защитника Отечества.
Март

Праздник «Наши мамы».

Воспитатели

«Все профессии нужны, все профессии важны».
Беседа с использованием эксперимента «Край суровый
и ласковый» (климатические особенности).
Рассказ педагога о Героях – земляках.
Апрель

Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому
дню здоровья).

Воспитатели

«Чем богат наш край» – экскурсия в краеведческий
музей.
Проект (рисование) «Язык орнаментов».

Май

Беседа «Архитектура родного города».
Экскурсия к Памятнику и музею павшим героям ВОВ.
посвященной ВОВ.
25

Воспитатели

Рассказ педагога о заповедных местах
Республики Бурятия.
Викторина «Конкурс знатоков родного города».
«Я и мой город» с использованием поэтических
произведений искусства.
Июнь

День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение
территории детского сада).

Воспитатели

Беседа «Красная книга Республики Бурятия.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по лесу».
Игра – фестиваль «Загадки Лешего».
Июль

Тренировочное упражнение «Учимся радоваться
природе».

Воспитатели

Досуг «Зарница».

Август

Беседа «Зачем людям нужна вода?»
Составление творческих альбомов по рассказам детей
«Мое село».
Государственная символика, символика города
Респубики Бурятия, Бичурского района (День
флага).
Спортивный праздник
Досуг «Наши друзья деревья».
Операция «Радость» – изготовление подарков для
участников войны в мирное время.
Подготовка к празднику 1 сентября

26

Воспитатели

Методическая работа с педагогами по реализации Программы
Вид поддержки

Мероприятия.

Ответственные.

Сроки.

Организационно-методическая поддержка.
Непрерывное
педагогическое
образование.
Методические
объединения.

Курсовая переподготовка на
проблемных семинарах по вопросам
нравственно-патриотического
воспитания.

Заведующий

По графику

Педагогические советы.
«Нравственно-патриотическое
воспитание детей дошкольного
возраста»

Заведующий

Промежуточные результаты внедрения
в практику работы
программы нравственнопатриотического
воспитания детей дошкольного
возраста.

Заведующий

Семинары-практикумы
Новые подходы к нравственноЗаведующий
патриотическому воспитанию
дошкольников
Организация совместной деятельности
детей и родителей по нравственнопатриотическому воспитанию.

Заведующий

Совершенствование работы с
родителями по нравственнопатриотическому воспитанию
дошкольников.

Заведующий

Ноябрь

Апрель

Декабрь

Февраль

Апрель

Консультации.
Нормативно-правовая база для
организации работы с детьми
дошкольного возраста по нравственнопатриотическому воспитанию

Заведующий

Организация нравственнопатриотического воспитания
дошкольников в условиях введения
ФГОС, ФОП ДО.

Заведующий

Методика работы с детьми по
нравственно-патриотическому
воспитанию.

Заведующий

27

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Проектная деятельность по
нравственно-патриотическому
воспитанию.

Заведующий

Планирование
Заведующий
совместной работы семьи и МКДОУ по
нравственно-патриотическому
воспитанию дошкольников.
Интегрированный подход к системе
нравственно- патриотического
воспитания в МКДОУ

Заведующий

Творческие мастерские.
Разработка методических рекомендаций Заведующий
по организации нравственнопатриотического воспитания
дошкольников.

Январь

Февраль

Сентябрь

Разработка методических рекомендаций Заведующий
по организации работы с семьёй по
нравственно-патриотическому
воспитанию.

Сентябрь

Разработка проектов по нравственнопатриотическому воспитанию.

Заведующий

Октябрь

Воспитатели

Ноябрь

Открытые мероприятия с родителями
(развлечения, викторины)

Воспитатели

Январь

Неделя открытых просмотров
мероприятий
по нравственно-патриотическому
воспитанию.

Воспитатели

Февраль

Создание
предметно-развивающей Воспитатели
среды в группах
для осуществления
нравственно-патриотического
воспитания
Участие
в
конкурсе
Заведующий
«Воспитатель года»
Воспитатели

Октябрь

Открытые показы Проведение родительских собраний по
занятий,
нравственно-патриотическому
мероприятий.
воспитанию в нетрадиционной форме.

Организация
конкурсов

Декабрь

Февраль

Информационная поддержка
Организация
выставки
новинок научно-методической
литературы по нравственнопатриотическому воспитанию
дошкольников.
Формирование
Наличие программно-методического
информационного обеспечения.
Подготовка
информационнометодических
материалов.

28

Заведующий

В
течение
года

В
года

течен

банка
Подготовка
аналитических
материалов.

Передовой педагогический опыт.
Анализ качества образовательных услуг Заведующий
Подготовка отчетов, справок по
итогам проведения мероприятий и
контроля.

В
года

течен

Публикация на сайте МКДОУ
Диагностическая поддержка.
Сбор и анализ
информации о
состоянии
образовательного
процесса и
профессиональног
о развития
педагогов.

Проведение мониторинга
по нравственно-патриотическому
воспитанию детей.

Воспитатели

Октябрь - май

Изучение профессиональных
затруднений и интересов педагогов.

Воспитатели

В
года

течен

Изучение и анализ инновационной
деятельности педагогов МКДОУ.

Воспитатели

В
года

течен

Подведение итогов
реализации Программы

Воспитатели

Май

29

План взаимодействия педагогов с родителями на 2023 – 2024 уч. год
Задачи
Выявление запросов
родителей по
организации работы с
детьми

Способы реализации
Анкетирование родителей по
вопросам нравственно
патриотического воспитания
дошкольников
Оформление информации в
родительских уголках по
вопросам нравственно
патриотического воспитания
дошкольников
Провести День открытых
дверей.

Привлечение
родителей к
сотрудничеству с
ДОО

Установление
партнерских
отношений между
всеми
участниками
образовательного
процесса

Ответственные

Сроки

Воспитатели

Сентябрь
,

Воспитатели

Октябрь
,

Воспитатели

Апрель

Проведение
родительских Воспитатели
собраний в
нетрадиционной форме

1 раз в
квартал

Консультативная помощь
родителям воспитанников

Воспитатели

в течение
года

Оформление стенда «Мы здесь
живём» (фотографии села)

Воспитатели

Октябрь

Оформление стенда «Мое село»

Воспитатели

Ноябрь

Праздничный
концерт,
посвящённый Дню матери

Спортивный праздник
«Мама и мы - спортивны и
дружны»
Экскурсия в музей

Ноябрь
Воспитатели,
музыкальный
руководитель
Воспитатели

Ноябрь

Воспитатели

Ноябрь

Конкурс «Символ года»

Воспитатели

Декабрь

Акция «Ёлочка – зелёная
иголочка»

Воспитатели

Декабрь

30

Совместные с родителями
мероприятия непосредственно
организованной
образовательной деятельности
«Защитники
Отечества»
Спортивное развлечение
«Вместе с папой»
Проект «Защитники
Отечества»
(подготовительные группы)

Воспитатели

Февраль

Воспитатели

Февраль

Воспитатели

Февраль

Семейные посиделки «Вместе с
мамой»
Утренники, посвящённые 8
марта

Воспитатели

Март

Воспитатели

Март

Экскурсия в природу

Воспитатели

Март

Акция «Первоцветы»

Воспитатели

Апрель

Спортивные соревнования,
Воспитатели
посвящённые Дню Победы
Праздничный
концерт,
Музыкальный
посвящённый Дню Победы
руководитель
Выпуск стендов, посвящённых Воспитатели
Дню семьи

Май

Конкурс презентаций
«Традиции нашей семьи»

Май

31

Воспитатели

Май
Май

Взаимодействие с родителями
Особое внимание в работе по нравственно-патриотическому воспитанию
необходимо уделять сотрудничеству с родителями. Родители в данном случае должны
быть не просто наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса:
принимать участие не только в праздниках и соревнованиях, где играют роли, участвуют в
играх и состязаниях, но и проводить совместно с воспитателем занятия, активно обсуждать
вопросы воспитания на Педагогических советах, родительских собраниях, семинарах.
Формы работы с семьями воспитанников:

• Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений:
«Мама, папа, я – спортивная семья», Новогодний праздник, «Папа и мы – спортивны и
сильны», утренник 8 марта, «День Победы».

• Составление фотоальбомов и стенгазет согласно календарно-тематического
планирования.

• Консультации для родителей: «Воспитание любви к Родине», «Семейные
традиции», «Природа родного края», «Что значит – быть патриотом?» и др.

• Привлечение родителей к помощи в организации экскурсий по поселку,району,
городу, поездкам в музеи.

• Организация семинаров по ознакомлению родителей с содержанием ознакомления
дошкольников с народными праздниками, обрядами, традициями, умением создать в
домашних условиях сказочно-праздничную атмосферу (оформление интерьера, столовый
этикет, преподнесение детям подарков). Приобщение родителей к совместному с детьми
празднованию народных праздников.

• Оформление рекомендаций по использованию полученных знаний в повседневном
общении с детьми:

- список рекомендованной для чтения детям литературы;
- составление картотеки иллюстраций;
- рекомендации по ведению беседы о прочитанном и т.д.
• Совместные проекты детей и родителей (согласно календарно-тематического
планирования).

• Участие в акциях (согласно календарно-тематического планирования).
• Организация

совместных
мероприятий
непосредственно
образовательной деятельности для детей и родителей.

32

организованной

План взаимодействия педагогов с родителями
на 2023 – 2024 уч.год.

Задачи
Выявление запросов
родителей по
организации работы с
детьми

Способы реализации
Анкетирование родителей по
вопросам нравственно
патриотического воспитания
дошкольников
Оформление информации в
родительских уголках по
вопросам нравственно
патриотического воспитания
дошкольников

Привлечение
родителей к
сотрудничеству с
МКДОУ

Установление
партнерских
отношений между
всеми
участниками
образовательного
процесса

Ответственные

Сроки

Воспитатели

Сентябрь
,

Воспитатели

Октябрь
,

Провести День открытых
дверей.

Воспитатели

Апрель

Выпуск газеты для родителей
«Мир детства»

Воспитатели

1 раз в
квартал

родительских Воспитатели

1 раз в
квартал

Проведение
собраний в

нетрадиционной форме
Консультативная помощь
родителям воспитанников

Воспитатели

в течение
года

Оформление стенда «Мы здесь
живём» (фотографии поселка)

Воспитатели

Октябрь

Оформление стенда «Родной
край»

Воспитатели

Ноябрь

33

Праздничный
концерт,
посвящённый Дню матери

Спортивный праздник

Ноябрь
Воспитатели,
музыкальный
руководитель

Воспитатели

Ноябрь

«Мама и мы - спортивны и
дружны»
Экскурсия в музей школы

Воспитатели

Ноябрь ,

Конкурс «Символ года»

Воспитатели

Декабрь

Акция «Ёлочка – зелёная
иголочка»

Воспитатели

Декабрь

Экскурсия в музей

Воспитатели

Проект «Моя республика»

Воспитатели

Январь

Январь

(старшие группы)
Совместные с родителями
мероприятия непосредственно
организованной
образовательной деятельности
«Защитники

Воспитатели

Февраль

Воспитатели

Февраль

Отечества»

Спортивное развлечение
«Вместе с папой»

34

Проект «Защитники
Отечества»
(подготовительные группы)

Воспитатели

Февраль

Семейные посиделки «Вместе с
мамой»

Воспитатели

Март

Утренники, посвящённые 8
марта

Воспитатели

Март

Экскурсия в природу

Воспитатели

Март

Акция «Первоцветы»

Воспитатели

Апрель

Спортивные соревнования,
посвящённые Дню Победы

Воспитатели

Май

Праздничный
концерт,
посвящённый Дню Победы

Воспитатели

Май

Выпуск стендов, посвящённых
Дню семьи

Воспитатели

Май

Конкурс презентаций

Воспитатели

Май

«Традиции нашей семьи»

Таким образом, помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей
чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной
восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребёнок,
подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

35

Используемая литература
1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе
детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
2. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский
Дом «Литера», 2007.
3. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное
воспитание 2007 №6, с.118-121.
5. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю //
Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
6. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание
2006 №5, с.3-10.
7. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада
// Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
8. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание
2005 №10, с.10-19.
9. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8,
с.27-29.
10. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
11. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине»
СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

36

37

Используемая литература
12. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе
детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
13. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский
Дом «Литера», 2007.
14. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
15. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное
воспитание 2007 №6, с.118-121.
16. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю //
Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
17. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание
2006 №5, с.3-10.
18. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада
// Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
19. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание
2005 №10, с.10-19.
20. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8,
с.27-29.
21. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
22. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине»
СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 1BC51AD10091C04537224F8303040372C5CCE96E
Владелец: Златоустова Наталья Геннадьевна
Действителен: с 21.08.2020 до 21.11.2021

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(30133)58-9-39

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».